Поисковики Татарстана приняли участие в семинаре «Небо Родины» на Сахалине
«Небо Родины» прошло в несколько этапов. Первый прошёл на месте гибели экипажа бомбардировщика Ту-2 на горе Званка в Смирныховском районе Сахалинской области. Работа была запланирована и проводилась совместно с представителями Восточного межрегионального Следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области, 318-го военно-следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Восточному военному округу, военнослужащими 68-го армейского корпуса.
В ходе проведенной поисковой работы были обнаружены фрагментированные останки двух членов экипажа, элементы парашютной системы, обмундирования, личные вещи, в том числе кислородная маска одного из членов экипажа. Тяжёлые условия поиска останков погибшего экипажа заключались в сложном рельефе местности: самолёт столкнулся с горой Званка под углом на высоте около 1070 метров. При этом правый двигатель от удара разрушился полностью, левый же скатился вниз по склону, более чем на 300 метров. Впоследствии, сошедшие сели погребли под собой погибший экипаж и фрагменты самолёта, растянув их на сотни метров вниз.
Информацию о данном самолёте поисковикам Сахалинского регионального отделения передали еще в 2018 году туристы, которые во время похода наткнулись на фрагменты самолёта. Только осенью 2021 года поисковикам удалось найти место катастрофы, но уже выпавший снег помешал работе. Весной этого года работы были возобновлены, тогда и были обнаружены первые останки лётчиков. При проведении обследования обломков и фрагментов самолёта были установлены заводские номера самолёта и моторов, по которым удалось установить имена погибшего экипажа.
Так в архивной справке ЦАМО РФ говорится: «…26 сентября 1950 года в 357-м бомбардировочном авиационном полку 326-й бомбардировочной авиационной дивизии произошла катастрофа самолёта Ту-2. Экипаж бомбардировщика в 10.59 вылетел с аэродрома Леонидово на пробивание облачности и сбор звена за облаками. Проведя пробивание вверх и собравшись в составе звена, произвел маневр выхода на роспуск для пробивания облачности вниз. После входа в облака, в 11.53, дальнейшая связь прекратилась. Запросы по каналам связи остались без ответа. Поиски на учебном и транспортном самолётах к результату не привели».
В течение 30 суток производились поиски самолёта личным составом в районе предполагаемого столкновения с сопками, которые также ни к чему не привели. Приказом 327-го БАП от 02.03.1951 года самолёт Ту-2 № 06/13 с моторами АШ-82-фн № 8297095 и № 8297084 был списан с личного счёта полка. Экипаж считался пропавшим без вести:
- командир корабля, старший лётчик, старший лейтенант Комличенко Иван Вакулович, 27.08.1919 года рождения, уроженец с.Орловщина Днепропетровской области;
- штурман, лейтенант Чмырев Анатолий Васильевич 12.05.1921 года рождения, уроженец с.Лево-Россоши Воронежской области;
- воздушный стрелок-радист, сержант Курсалин Владимир Семёнович, 1926 года рождения, уроженец с.Бурлук Сталинградской области;
- воздушный стрелок, сержант Моржухин Андрей Дмитриевич 1926 года рождения, уроженец с.Михалевка Ярославской области.
Вторым этапом семинара стало гражданское кладбище в поселке Смирных, где поисковиками было проведено обследование и выявлены воинские захоронения погибших при исполнении воинского долга военнослужащих. Специалистами Всероссийского информационно-поискового центра был проведен общественный мониторинг состояния захоронений (составлены акты осмотра, фотофиксация, сняты GPS-координаты). Всего были выявлены 4 воинских захоронений лётчиков (одиночные могилы майора Ханина Александра Яковлевича, младшего сержанта Вдовина Геннадия Семеновича, лётчика Миусова Алексея Федоровича, братская могила двух лётчиков, чьи имена неизвестны, так как с надгробий сбиты информационные таблички). Силами команды поисковиков на этих могилах были проведены косметические работы по благоустройству: убран мусор, прополота трава, произведена окраска стел и выравнены памятники и цветники.
Также поисковики обследовали несколько мест вынужденных посадок самолётов Ил-10 в Поронайском районе Сахалинской области. При осмотре обломков были выявлены заводские номера самолётов, по которым в дальнейшем будет проведена архивно-исследовательская работа с целью установления обстоятельств аварий и судьбы экипажей данных самолётов.
После экспедиции поисковики выступили с докладами и презентациями перед своими коллегами и активистами школьных музеев образовательных организаций Сахалинской области. Так, представитель ВИПЦ Илья Прокофьев рассказал о реализуемых проектах Региональной Общественной Молодёжной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и презентовал сайт ВИПЦ. Советник директора МАОУ «Гимназия № 139-Центр Образования» по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями, руководитель поискового отряда «Снежный Десант» Ирина Ионенкова выступила перед собравшимися с докладами «Формирование гражданственности и патриотизма через участие подростков в работе поискового отряда «Снежный Десант», «Психология поискового отряда», «Презентация проектов «Судьба солдата», «Без срока давности», работы в архивах Министерства обороны Российской Федерации».
Участники семинара-практикума «Небо Родины» в один из дней посетили городское кладбище Южно-Сахалинска, где привели в порядок одиночное воинское захоронение командира звена 528-го истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Коновалова Ивана Андреевича, погибшего в катастрофе самолёта Р-63 «Кингкобра» 14 октября 1948 года. Установили на памятном знаке его фотографию и обновили информационную табличку.
14 сентября участники регионального семинара-практикума для активистов школьных музеев образовательных организаций и специалисты поискового движения приняли участие в мероприятиях в Корсаковском районе Сахалинской области. Там, сахалинское педагоги и члены студенческого поискового отряда «Дальневосточный рубеж» прошли полосу препятствий, включающую в себя 11 этапов. Далее эту же тропу предстоит пройти уже школьникам в рамках областного Сахалинского слёта поисковых отрядов и объединений патриотической направленности «Поиски. Находки. Открытия».
Также участники получили практические знания обо всех этапах проведения поисковых работ, научились работать с металлоискателем и пинпойнтером, разобрались, как реагировать на определенные находки. Теперь они могут сопровождать детей в поисковых экспедициях и делиться уникальным опытом с коллегами.
Данные поисковые работы проводились на месте авиационной катастрофы самолета Р-63 «Кингкобра» в 1,5 км от бывшего аэродрома «Пушистый» Корсаковского района. В результате данной трагедии погиб лётчик 59-го истребительного авиационного полка лейтенант Иван Максимович Васько. Согласно архивным документам 15 марта 1949 года во время тренировочного полёта, на высоте 3000 метров шатун 5-го цилиндра двигателя пробил картер и перебил тягу управления рулём высоты.
Самолёт загорелся и перешёл в пикирование, лётчик смог покинуть самолёт, но парашют раскрыть не успел из-за недостаточной высоты и упал в 15 метрах от самолёта. Крупные останки самолёта были собраны ещё 74 года назад, а военный лётчик Васько Иван Максимович был с почестями похоронен.
После завершения полевых работ, поисковики и педагоги Сахалинской области установили памятную табличку в память о погибшем лётчике на месте катастрофы его самолета.
Кроме этого, в течение работы поисковиков в Южно-Сахалинске руководитель военно-исторического объединения «Фронт Лайн» Андрей Лазурин встретился и записал на видео воспоминания участников Южно-Сахалинской наступательной операций - Гаврилова Вячеслава Васильевича и Андреева Василия Николаевича, жительницы блокадного Ленинграда, узницы фашистских концлагерей Патраковой Екатерины Михайловны. Все воспоминания будут опубликованы на видео-канале «Front Line воспоминания ветеранов» (https://www.youtube.com/@frontline-5570).